Defqon.1, Biddinghuizen, 19-21.06.15 – Отчёт

Июнь у любителей the harder styles музыки традиционно ассоциируется с фестивалем Defqon.1, который ежегодно идёт в Нидерландах усилиями компании Q-Dance. Предлагаем прочесть о том, как событие проходило в этом году и чем отличалось от прошлого. Поехали!

We are the Champions
Дронтен? – Спросил меня темнокожий парень, когда я закидывал свой чемодан на полку для багажа в вагоне. – Поезд на Дронтен?
Да. – Ответил я, потянувшись за сумкой, чтобы также положить ее наверх. Парень увидел на моей руке браслет с прошлого года и, показывая пальцем пробурчал:
О! Defqon. Окей.
В первый раз? – Парень утвердительно кивнул. – Отлично! Тебе понравится! Садись – показал я на свободное место рядом. – А то сейчас народ набежит.
И народ набежал. С нижних уровней Центрального вокзала Амстердама на платформу все поднимались и поднимались люди, нагруженные рюкзаками, сумками, палатками, большими чемоданами и пакетами с едой и напитками из ближайшего супермаркета. Уже через пять минут вагон был целиком набит хард-публикой. Те, кому не хватало места, стояли или сидели на своих вещах и шумно перекрикивались друг с другом, иногда даже через весь вагон (русскому человеку дома, где люди в целом общаются не так громко, очень трудно привыкнуть к громким голосам людей за рубежом, в Европе это считается нормальным, поэтому приходится всегда повышать тембр голоса, чтобы влиться в толпу).
Еще через пару минут шаттл тронулся и, подобрав людей с окраинных станций Амстердама, двинулся в сторону Дронтена, минуя молодой и стремительно развивающийся город Альмере, в котором когда-то в уже не близком 2003 году родился и до 2010 года включительно проходил фестиваль, о котором в следующих десятках абзацев нашего рассказа пойдет речь.
Многие любят Голландию. Те, кто не был в этой стране были бы не против ее посетить. Те, кто был хоть раз, мечтает поскорее вернуться обратно и начинает скучать по всему, что связано с ней. Для кого-то Голландия – это полный легалайз и район красных фонарей. Для кого-то это крупные исторические музеи, тюльпаны, парки, велосипеды и ветряные мельницы. Для кого-то это привлекательная природа с фермами, ветряными электростанциями и живописными полями, мимо которых мчал наш поезд в данный момент. Но есть и еще одна категория людей – это любители электронной музыки. Ведь Нидерланды можно считать Столицей этого музыкального направления. Направления, к которому здесь люди приучаются с детства (как и к езде на велосипеде). Количество именитых диджеев в «Оранжевом Королевстве», кажется, просто зашкаливает, а их имена известны на весь мир. Что касается Hard-музыки, то ее тоже можно считать фирменным знаком Нидерландов. И неудивительно, что «Home of the Hard. Land Of The Rave» родился и вот уже 13-й раз проводится именно здесь, получив звание самого крупного и сильного по своему составу артистов The Harder-Style-фестиваля в мире! Гостями которого, помимо вышеуказанного поезда, ехавшего по маршруту Amsterdam-Centraal–Dronten, за фестивальный уикэнд стали свыше 60 тысяч человек, приехавшие в Walibi Holland (что неподалеку от городка Biddinghuizen) со всего земного шара. Через два с половиной дня их будут звать чемпионами. А пока им предстоит пережить возможно самые запоминающиеся выходные в году, в очередной раз подтвердив звание «Воинов Уикэнда». Среди этих «Воинов» оказались и мы, чтобы во второй раз ощутить всю мощь фестиваля, углубиться по полной в его жизнь от заселения в кемпинг и «The Gathering» в Пятницу, до последних секунд фестиваля и дороги домой в понедельник. И с удовольствием делимся впечатлениями с Вами!
В прошлом году я уже рассказывал вам о многих аспектах фестиваля, но так как первое знакомство с Defqon.1 прошло не от начала до конца, то в данном отчете есть, что добавить. Для начала расскажу о том, как добраться до территории ивента. Walibi Holland расположен на небольшом отдалении от населенных пунктов. Самым простым для туриста способом станет возможность приехать на фестиваль на шаттл-басе, которые отправляются от железнодорожной станции в Дронтене и представляют из себя обычные междугородние автобусы, нанятые организаторами. Хочется выразить огромный респект Q-Dance за то, что в этом году они выпустили комбинированный тип билетов, дающий возможность доехать на поезде из любой точки Нидерландов до Дронтена, а затем пересесть на автобус до фестивальной площадки. И также вернуться на автобусе и поезде обратно. Такой Combi-Ticket обошелся в 20 евро и после покупки предоставляет ваучер код, который необходимо зарегистрировать на сайте ns.nl. Код дает возможность получить электронный билет от какой-либо станции до Дронтена и обратно на эту же станцию, т.е. на обратном пути выбрать возможность поездки по другому направлению нельзя, да и особо не куда, ибо из Дронтена поезда идут только в две стороны: в Zwolle и Амстердам, из которого можно уже уехать в разные направления. Если же покупать обычный билет, то поездка в один конец может обойтись порядка 14 евро. Тем самым вы не только экономите на поездке на поезде, но и получаете возможность добраться до фестиваля на дополнительном автобусе и все это в обе стороны, что очень выгодно. В прошлогоднем рассказе был совет посещать все три дня фестиваля и тем, кто его прислушивается, рекомендуется приезжать в пятницу пораньше т.к. ближе ко второй половине дня в направлении Walibi Holland уже стекается большое количество людей. Кемпинг начинает работать с 14:00, а к 17:00 многие хорошие места в нем уже заняты. Да и дорога до фестиваля может затянуться ввиду большой очереди на автобусы. Так, выйдя из поезда и спустившись с платформы вниз, мы обнаружили большое скопление людей, праздно встречающее каждый новый автобус. Простояв около 40 минут в очереди наконец-то удалось пробиться в очередной шатл-бас, предъявив организаторам, ловко и с шутками, распределяющих всех по салону билет на автобус, который приходит на почту после его покупки. Дорога до территории фестиваля от станции занимает около 15 мин, а дальше автобусы останавливаются практически перед самым входом на фестиваль. Удивило практически полное отсутствие досмотра на входе (из дорожной сумки, большого чемодана и небольшой сумки через плечо, проверили только последнюю). В прошлом году досмотр был тщательней. Несмотря на большие толпы людей, приезжающих на всё новых автобусах, очередей на входе, не оказалось и, получив браслет на руку, мы пошли искать свободное место, куда поставить свою палатку. Несмотря на большую территорию, отведенную под кемпинг, половина его уже была занята. Кемпинг по своей площади в этом году стал немного больше и получил еще клочок поля, через дорогу от фестиваля, на который можно было попасть по специально возведенному пешеходному мосту. Уходить в самую глушь мы не стали и остановились практически в том же месте, где останавливались в прошлом году: где-то посередине между выходом и входом на территорию фестиваля, так что поход на ближайшие арены занимал около 5 минут ходьбы от нашего временного жилища. Из нововведений этого года стоит добавить возможность зарезервировать часть территории кемпинга для большой компании своих друзей, которую желательно сделать за несколько месяцев до мероприятия. Поставив палатку и отправившись на изучение окружающей территории, первым делом обнаружили очереди в автоматы и кассы за токенами (жетонами), особенно много людей покупало фестивальную валюту с помощью карт. Постояв в очереди и пообщавшись с «понаехавшей» на фестиваль публикой, я не удержался и задал стоявшей рядом девушке родом из Амстердама вопрос, который меня мучил уже давно: как местные относятся к тому, что на их фестивалях в лайнапах количество голландских артистов превышает количество зарубежных. Оказалось, их это ничуть не смущает. А вот то, что у нас, если на фестивале в лайнапе отечественные артисты по своему количеству превышают зарубежных, какими бы талантливыми наши соотечественники не были (привет кое-что фруктовое и кое-что с безлимитным бюджетом) ее очень удивило.
Наверное, это просто привычка. Здесь всегда что-то происходит. – Сказала она, улыбаясь. – А еще у нас все жители Нидерландов ходят на фестивали бесплатно.
Это как?
А мы на входе тыкаем паспорт в лицо охране и говорим: Вот наш билет.
Наш веселый разговор перебила громкая музыка, доносящаяся из огромной фигуры дракона, водруженной на грузовую машину – это организаторы в традиционной форме созывали всех на фестиваль. На голове дракона сидел MC Villain и в своей традиционной манере разогревал толпу. Вся эта конструкция двигалась по территории кемпинга, выпуская дым из ноздрей дракона и собирая парад из готовой уйти в полный отрыв публики.
В 8 вечера двери открылись для «The Gathering», который в этом году проходил на двух больших крытых площадках – «Blue», собравшей основные хард-направления и «Black» для любителей хардкора. Также под еще одним шатром расположилось Q-Café с легкой музыкой, большим количеством места, где можно посидеть, и различными интерактивными зонами, включая игры вроде аэрохоккея. На том месте, где в прошлом году была одна из самых веселых арен – «White/Qult» расположилась «The Big Chill Area» с гамаками, диванами и прочими радостями для релакса. Таким образом, в пятницу территория фестиваля для посетителей была открыта почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. Оставались недоступными проходы на главную арену и отдельное ответвление к сценам, речь о которых пойдет чуть позже.

Ну а пока «The Gathering», на двух действующих аренах начался с сетов Max Enforcer на «Blue» и Darkraver & The Viper & Ruthless на «Black». Было отдано предпочтение первой арене и разогрев от Макса, а затем сменивших его D-Block & S-Te-Fan прошел на ура (привет тем, кто говорил, что они больше не будут играть хардстайл). Но, пожалуй, главным сюрпризом первого дня для всех любителей хардстайла стало живое выступление Jonathan Mendelsohn, подарившего свой голос хиту Love Radio –«Imaginary», а также еще один совместный с Бреннаном трек «Follow The Light» и еще многим известным работам с другими нехардстайловыми музыкантами. Вышеперечисленные композиции Jonathan исполнил вживую, вызвав море слез у представительниц прекрасного пола в первых рядах. Сам вокалист остался очень впечатлён отдачей публики и сообщил, что это хороший подарок на его День Рождения, который он празднует вместе со всеми на Defqon.1.
А тем временем на «Блэке» Charly Lownoise & Mental Theo начали свой безумно крутой сет, который смог омрачить только начавшийся сильный дождь и прибежавшие с улицы под шатер люди, не оставившие места для танцев.

Вообще «This was Wetqon.1 No Rain No Glory». Погода, мягко говоря, не радовала. Год назад фестиваль проходил в последние дни июня, когда в Голландию приходит жара (в этом году градусник в последний июньский уикэнд доходил до +30). Но в начале двадцатых чисел местная погода устраивает традиционный сезон дождей. Так было в 2013, например. Погода в Нидерландах стоит отдельного упоминания, т. к. она очень непредсказуема (даже для жителей Питера). Казалось бы, небольшое облако, ничего особенного. Но из этого облака у них может пойти настоящий ливень. Наверное, когда над страной нависает большая грозовая туча, местные жители готовятся к наводнениям, летающим лопостям от ветряков и коровам с ферм, а также прочим ужасам. Но что-то мы отвлеклись… Можно благодарить погоду за то, что на время проведения фестиваля дождя не было (за исключением первой половины воскресенья), «радовал» он всех только по ночам. А вот температура, опускавшаяся в темное время суток ниже 10 градусов, заставляла искать всевозможные средства для согрева: от алкоголя и второй половинки до теплых вещей. Так, что если на этом месте вы еще не подумали отказаться от поездки на фестиваль, то можете смело откладывать деньги на следующий год.
Тем временем суббота началась с открытия всех 12-ти арен в 11-12 утра. На главной «Red» арене любимцы публики Da Tweekaz уже заводили толпу их популярными треками, одним из которых была нашумевшая «Wodka» с русскими мотивами (примечательно, что артисты еще ни разу не были в России, что конечно и печально). «Водка» получила отличную поддержку публики, пытающейся изобразить русские народные танцы. Закончил дуэт свой сет раскидыванием в первые ряды резиновых желтых уток со своим логотипом под смешную версию гимна фестиваля «No Ducks No Glory ». Сменил артистов Wildstylez, представив много материала с недавно вышедшего альбома «Lose Control». Во время сета Joram вместе с Villain анонсировали новую часть в истории Defqon.1. В течение последних месяцев была информация о том, что фестиваль приходит в Америку. Наконец стала известна дата и место проведения – 12 декабря 2015 года главный хард фестиваль пройдет в Сантьяго. Таким образом Defqon.1 теперь проходит в Нидерландах, Австралии и Чили.
Ну а мы ушли исследовать остальные арены фестиваля, коих было немало. В этом году «Black» и «White» спрятали под шатер, что немного расстроило ввиду масштабности и креативности этих сцен год назад. А от «Green», радующую ломаным саундом вообще отказались в пользу чилл-зоны. На большой территории где был «Black», которая в прошлый раз пустовала в этом году расположили множество арен и «CrazyTown» посередине. «Magenta», радующая посетителей саундом нулевых (первой половины в субботу и второй в воскресенье) и именитыми диджеями представляла из себя небольшой навес, под которым с комфортом расположились посетители. Стоит отметить дизайн «U.V.», которую наоборот вытащили из-под шатра и сделали открытой. Арена была окружена контейнерами с поставленными на них битыми машинами (где-то такое уже было, причём в эти же даты), танцпол был постелен деревянным настилом, а напротив сцены стояла трибуна, где можно было посидеть. Из машин периодически пускали дым по всей территории арены, а также внутри автомобилей располагались стробоскопы. Сама сцена представляла из себя гоночную тематику, над диджеями висела надпись «Finish», а вокруг были изображены гоночные треки и машины. Состав арены тоже очень радовал интересными именами всех любителей не жесткого хард-звучания. В субботу здесь отыграли отличные сеты Geck-O, Code Black и Dr Rude, а в воскресенье большое количество людей собралось на лайв выступлении The Pitcher, а также Psyko Punkz, Wasted Penguinz и Isaac.
Рядом с «U.V.», была открытая и не менее круто оформленная «Brown», радующая большим музыкальным фристайл-саундом и артистами на любой вкус. Вообще в этом году было не мало интересных артистов, особенно радовались любители Raw и хардкора. Одним из главных обломов стало выступление Freakz At Night на «Blue» и Minus Militia на «Red», которое происходило в одно время. Любителям столь долгожданных проектов приходилось разрываться, либо делать выбор в пользу одной из арен, что в принципе нормально для больших фестивалей. На «красной» Main Stage субботний состав кружил голову известными (для кого-то попсовыми) именами. Такого состава в нашей стране не будет, пожалуй, никогда. Noisecontrollers – нет проблем. Coone и Zatox, выступавшие в прошлом году у нас – пожалуйста. «The Melody Man» – Frontliner – да не вопрос! «Red» – она на то и Main Stage, чтобы представлять выступления пусть и не самых важных для продвинутых хардстайл/хардкор слушателей, но самых именитых артистов. И закрывать ее должен не кто иной, а автор гимна к фестивалю в этом году – Ran-D, после которого настало время самой просматриваемой части ивента на Youtube – субботнего Endshow.
Endshow в этом году было под стать всему фестивалю – немного экономичнее (об этом отдельно поговорим чуть позже). Отдельный момент заключался в использовании двух башенных кранов, расположившихся сзади и немного по бокам конструкции сцены и весь день проявляющих наше любопытство. В середине Endshow их стрелы поднялись в разные стороны и вместе с собой подняли световые приборы и пиротехнику, тем самым придав главной арене вид «крыльев», визуально сделав ее в 3 раза шире. Такой элемент шоу был весьма необычен и оставил положительные впечатления от закрытия второго дня. Также хочется отметить большее, по сравнению с прошлым годом, количество лазеров (которые по-настоящему круто были задействованы только сутки спустя) и масштабный фейерверк. Что касается музыкальной составляющей – это как обычно новые треки от именитых артистов и на этот раз саундтрек Endshow был гораздо жестче, чем обычно.

Закончился субботний день традиционным afterparty на «Blue» и «Black» под девизом «Nightunit», продлившееся до 4 часов утра.
Воскресный день разбудил всех шумом дождя, использованными как дождевик или зонт мокрыми газетами, которые Q-Dance верстает и печатает за одну ночь, минус половиной посетителей, часть из которых была обладателями субботних билетов, а часть уезжала по домам. В отличие от прошлого года, когда удалось посмотреть на территорию пустого фестиваля в 11 утра, в этот раз из палатки из-за периодически усиливающегося дождя не хотелось вылезать до 2 часов дня, пока не начнут выступать интересные для нас артисты. Нам повезло и с того момента, когда мы покинули кемпинг погода начала налаживаться, а к 3 часам после полудня выглянуло солнце, опалив своими лучами территорию фестиваля. В течение всего дня мы путешествовали по множеству арен фестиваля, то разделяясь, то встречаясь вновь до момента, когда все арены прекратили свою работу, отправив пару десятков тысяч, еще не уехавших по домам людей на церемонию закрытия на «Red». В 8 вечера ворота, ведущие на главную арену, распахнулись и медленно, как в метро в час пик впустили всех желающих на площадку (это в aftermovie все так счастливо забегают, в реальной жизни все по-другому). «The Closing Ceremony» стартовала с сета «Defqon.1 Legends», коими в этом году были Isaac, Wildstylez и Noisecontrollers, отыгравшие очень приятный сет. Вслед за ними на арену вышли Bass Modulators, продолжив развлекать публику под лучи заходящего солнца. Отдельно хочется отметить трек «Solar» от «Модуляторов» и Баса Оскама, так полюбившийся многим посетителям с первых секунд. Трек отлично подошел к завершению фестиваля, безоблачному небу над головой, которое выглядело настолько непривычно, после стольких дней пасмурной погоды. К последним лучам солнца, дождю из конфетти, большому количеству свободного места на танцполе, несмотря на не малое количество собравшихся последних «войнов уикэнда», крикам Villain со сцены, отличным сетам закрывающих фестиваль артистов и всеобщему веселью, и единению, к которому мы еще отдельно вернемся и которое набирало свою мощь с каждой секундой, как и сет Bass Modulators, подготавливающих людей на танцполе к выступлению последнего диджея Defqon.1 в этом году – Adaro, который отыграл невероятно крутой сет, нацеленный отнять последние силы у оставшихся посетителей. Лазеры, включенные во время его выступления, придавали еще больше драйва и эмоций, а желание, чтобы фестиваль продолжался в таком формате еще всю оставшуюся ночь наполняло разум с каждой секундой все больше и больше. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается и отыграв последний трек Adaro покинул главную сцену. Оставив всех ждать последние минуты фестиваля, созерцая воскресный Endshow, который начался с гимна фестиваля под фейерверк, сопровождающийся традиционной фразой: «This was Defqon.1. Have a safe trip home. And see you next year!».
А затем, когда все вроде бы стихло и публика собралась идти на выход, не понимая почему шоу так быстро закончилось и недоумевая отчего оно в этом году такое слабое, вдруг зазвучала до боли знакомая многим песня. Песня, которой уже почти 40 лет. Песня, которую не ожидал услышать, наверное, каждый, кто находился в тот момент на арене и, кто смотрел видеотрансляцию (которая в этом году проводилась впервые). Пространство вокруг «Red» наполнилось звучанием вокала Фредди Меркьюри.
I’ve paid my dues
Time after time
I’ve done my sentence
But committed no crime
Запел Фредди на всю арену, подняв гул публики, не ожидавшей такого поворота событий. Следующие 3 минуты происходило что-то невероятное: «оставшиеся в живых» люди вокруг нас стали обниматься друг с другом и с нами. Ощущение было, будто ты находишься на финале чемпионата мира по футболу. Но только на ЧМ нет таких фейерверков, которые запустили организаторы в тот момент. Сотни рук, камер и телефонов взмыли в небо, сотни людей стали раскачиваться в объятьях, сотни улыбок и огней-отражений фейерверка в счастливых глазах зажглись вокруг.
We are the champions – my friend
And we’ll keep on fighting till the end
We are the champions
We are the champions
No time for losers
Cause we are the champions…
of the world

– Я был на Tomorrowland и на многих других фестивалях у нас и за рубежом и там все очень круто, но такой атмосферы еще не видел. Было нереально круто! – сказал мне один из моих знакомых через два дня после фестиваля уже в Амстердаме.
И действительно. Такой атмосферы и таких эмоций на моей памяти еще не было. Будем честными: фестиваль в этом году получился не таким ярким. Чувствуется кризис, затронувший и Европу: помимо цен на все, сам Defqon.1 в этом году выглядел экономичнее: выражалось все это в оформлении главной и других сцен, замена, многих из которых была простыми шатрами. Погода сделала свое дело и затмила все краски фестиваля, «Power Hour» в субботу был не настолько запоминающимся в отличие от прошлогоднего, да и от завершающего фестивальные дни свето-музыкально-пиротехнического шоу многие ожидали большего (хотя бы по времени). Но все равно фестиваль запомнится надолго, благодаря отличному составу артистов и их выступлениям, которые сделали этот уикэнд. И организаторам фестиваля, которые не опустили свою планку ввиду возможных финансовых и прочих проблем и показали должный уровень проведения подобных событий, добавив ряд интересных нововведений, и показав всем, что они могут еще удивить, пускай и в самые последние секунды фестиваля. Может отдельный респект организаторам за «We Are The Сhampions» от Queen и большое внимание, уделенное в отчете этому моменту, покажется кому-то лишним, но надеюсь, что те, кто присутствовал в тот момент на фестивале все поймут и пережили в те минуты похожие эмоции.
Иногда одна маленькая вещь, способна изменить все к лучшему и оставить приятный след в твоей памяти. И это была именно данная песня. Для тех, кто проехал много километров с вещами, прожил в кемпинге несколько дней, мерз в палатках по ночам, искал общий язык с другими людьми со всего мира, спорил о том, на какую арену идти, долго составлял себе лайнап, обламывался из-за игравших в одно время артистов на разных аренах и в разных частях фестивальной территории, посетил Crazy Town, подумал «дай послушаю Ангерфиста» – и не смог зайти на арену из-за количества людей на ней, добивал свои ноги на afterparty фестиваля до 4 утра, а затем на своем afterparty возле палатки до 7-ми, застал выступление какого-то диджея в тенте-туалете/душевой во все том-же кемпинге. И еще пережил множество приключений и пропустил еще больше, которые прочтет потом от других посетителей в интернете и будет рассказывать своим друзьям, отвечая на вопрос «Ну чё там на Дефконе?». В тот момент хотелось считать себя Чемпионами. И плевать, что ночью проснешься от сильной грозы, что завтра собирать палатку, попав под внезапный проливной дождь, а затем промокшим до нитки уезжать с фестиваля, с кучей вещей на себе. Это будет только завтра. А сейчас ты идешь отдыхать в свой временный дом. В компании сотен таких же, как и ты, людей. Людей, которых со сцены назвали «лучшей публикой во Вселенной», добавив, что именно ХАРД публика относится к ней. Орешь вместе со всеми «We are the Champions» и считаешь, что ты это заслужил. Мы заслужили.
We are survived!
We are Weekend Warriors!
We are the Champions!!!

This was Defqon.1 2015.
No Guts. No Glory.

Текст: © Antikythera
Фото: © Q-Dance

PS: Отчёты с предыдущих фестивалей Defqon.1: 2014, …, 2010.